В своей работе, когда речь идет о консультировании, я придерживаюсь всех правил ремесла.
А именно, мною не даются советы.
Благо возможности НЛП и другие техники консультирования позволяют клиенту самому находить ответы на многие вопросы.
Зачастую проблемы клиента лежат за пределами техник, терапия становиться более продолжительной и тогда возникают динамические отношения.
Тоже классика, но уже другая.
Так или иначе, очень важно соблюдать недеяние, минимализировать свою роль, раскрывая возможности клиента.
Но и тут не обойтись без техник. Техник активного слушания, ведения диалога, обращения к чувствам, построения альтернативных реальностей, метафоры, прозрачность, анализ переноса и контр-переноса.

В моей практике конфронтациям отводится совсем незначительное место, намного меньшее, чем это может показаться из моих текстов. Чаще всего это происходит в условиях стационара, где конфронтации устраиваются и организуются системно, с привлечением коллектива и терапевтической среды.

Другое дело блоги. Здесь можно реализоваться совсем иным образом. Ведь совет, который ты даешь, носит вероятностный характер. Это — как элемент мозгового штурма.
В посты мною обычно выносятся случаи из ряда вон выходящие, в чем-то спорные, порой эпатирующие.
В своих комментах ты не обязан быть во всем правым, поскольку не знаешь всех обстоятельств и личности.

А значит, по умолчанию, не несешь ответственности за свои советы. Множество мнений и вариантов, которые приходят в ответ на запрос человека помогают ему, я надеюсь, по-новому оценить ситуацию, свои возможности, а главное – получить поддержку, которой порой так не хватает в реале.

В своих постах можно делать то, что в реале делать нереально – менять свои ипостаси, шутить, эпатировать. Ну, и просто делиться опытом, впечатлениями.

…Я вспоминаю, что в детстве доставлял много проблем родителям и учителям своим поведением. Тогда по радио шли передачи для родителей, о том, как правильно воспитывать детей. Разбирались педагогические ситуации, которые всегда заканчивались положительно.
В то время у нас еще не было телевизора и радио занимало значительное место в жизни.

Я не пропускал ни одной такой передачи, а потом, лет наверное с восьми, высказывал маме претензии об ее неправильном подходе к моему воспитанию. Все, что касалось практической педагогики, было мной прослушано и прочитано еще в школьные годы и впоследствии, интерес к этой теме не угасал никогда.

Помимо Сухомлинского, Натанзона, Макаренко, Азарова, Жутиковой, и многих других, я перечитывал статьи педагогов-новаторов в таких изданиях как «Семья и школа», «Работница», «Новый Мир».

Лекторская работа в обществе «Знание»; двухгодичные курсы на лекторском факультете марксизма-ленинизма; три года преподавания в педвузе; курс по психологии подростка и половому воспитанию в институте усовершенствования учителей, который я вел много лет; участие в программе гуманитаризации образования фонда Сороса; обучение психологов больницы и самообразование; прохождение и проведение тренингов – все это, и многое другое научили меня выражаться более кратко и однозначно.
Добавим к этому личный родительский опыт.

Поэтому по блогам не стоит судить о стиле моей работы. Блоги отражают иную мою потребность, потребность к просветительству, интриге и неоднозначности в человеческих проявлениях.
Если кто-то видит во всем этом злонамеренность, властолюбие и иные мои пороки – не мне их разубеждать, пусть не читают.
Есть ли в этом нарциссизм и самолюбование? Не отрицаю. Всем не угодишь и это нормально.

…Как-то на одном из тренингов было упражнение на определение своей миссии как тренера.
На донесение этой миссии давалось не более 3 минут. Я задумался и мне пришел ответ.
Когда подошла моя очередь, я обратился к группе:
- Моя миссия – это как заваривание чая. Я приглашаю желающих к себе на чай. И это мой чай. Потому, что завариваю его так, как умею и так, как люблю это делать. Если он Вам по вкусу, нравится и приносит пользу — милости прошу! Если нет, то это просто не Ваш чай. Каждый свободен в своем выборе.

Это было метафорой. Но почему-то вечером группа собралась в нашей комнате и реально потребовала обещанного чая.
Как ни странно я привез в Москву из Дальнего Востока чай с ягодами лимонника и другими таежными добавками. И хотя чай всем понравился, и пили мы его не один раз, не все впоследствии стали моими друзьями.

Вывод? Он банален. Человек, слава богу, сложная система. Виртуальное общение позволяет реализовать больше, чем когда-то потребностей личности, раскрыть различные ее стороны.
Но реальная жизнь, практика в реале – имеют мало общего с выстроенным в проекциях образом.


Обсуждение статьи в Живом Журнале:
http://dyment.livejournal.com/124757.html#comments