Детское воспоминание.
Он стоял в вестибюле нашей школы, на драпированной красным «бархатом» тумбочке, встречая и провожая учеников. Такой же бюст, как и, наверное, и во всех остальных школах Советского Союза.
Мне было 10 лет, начинались 60-годы и детские мозги были промыты не на шутку. Ленин – это было свято. Еще с детского садика.

В детском саду в игровой комнате, у стен которой стояли стульчики, висело два больших портрета: Ленина и Сталина. Помню, мы торопились занять место под портретами. Самым везучим считался тот, кто успевал сесть под Сталиным. Ленин был на втором месте, хотя о нем, а не о Сталине читались стихи и пелись песни.
А Сталин, в военной форме, и бравыми усами просто больше нас привлекал.

В школе мы Сталина уже не застали, а Ленин был для нас святым. То есть имел статус Святого по всем канонам. Соответственно покушение на лик святого было не только преступлением, но еще и грехом. Отец мой был фронтовиком и ортодоксальным коммунистом.

Нас было четверо, бегущих по школе пацанов. Кто за кем гнался уже не важно. Один задел бюст вождя плечом, другой добавил, и, гипсовый Ленин рухнул с плюшевого пьедестала, превратившись в груду осколков. Тем, другим, был я. Вина была очевидной, а ужас неописуемым: я разбил Ленина в школе!

Была зима, учился я во вторую смену, на улице было темно, домой возвращаться я боялся, и что делать не знал. Иногда, когда я доводил родителей, мне доставалось. А тут… мне не хотелось скандалов и битья.

Я зашел в подъезд много квартирки и простоял там до 22 часов. Было очень холодно, голодно и грустно. Деваться было некуда. Готовый ко всему самому худшему я поплелся домой.
По пути меня встретил старший брат. И очень обрадовался. Оказывается, меня повсюду ищут и все знают. Дома все обрадовались, что я нашелся, и совсем не ругали, а напротив, поддержали и успокоили.

Обошлось без политической подоплеки
Директор выяснил, кто виноват. На четыре семьи нужно было заплатить 30 рублей. Не такие уж большие деньги, даже для того времени.
Бюст-клон занял свое место, а я уже стал осторожнее.

При поступлении в вуз я готовился только по одной единственной теме, отбросив все остальные варианты – только Ленин и только Маяковский.
И Владимир Ильич меня не подвел, простил, наверное.
Тема звучала так: «богатырские дела Ленина в поэме Маяковского В. И. Ленин».


Обсуждение статьи в Живом Журнале:
http://dyment.livejournal.com/136373.html#comments