«Камлай как все, камлай как мы, камлай лучше нас.»
Из шаманской речевки.

В середине 60-х, начале 70-х одно время был модным метод одномоментного лечению заикания доктора К.М. Дубровского из Харькова. Собственно сейчас мало кто помнит об этом, потому что мало кто, помимо автора, мог применять этот метод.

Он заключался во внушении в бодрствующем состоянии — заик выводили на сцену перед сидящими в зале близкими и публикой. Тощий старик с длинными развивающимися седыми волосами и желтыми редкими зубами прыгал по сцене шипел, орал и визжал. Нагнеталось жуткое напряжение, команды выполнялись и… Свершалось чудо! Результаты были бесспорны. Я видел запись сеанса — очень впечатляет.
Доктор был очень стар, под 80. Он ездил по городам и собирал полные залы. Но… Продолжения это не имело.
…Хотя, как сказать.
В начале своей психиатрической карьеры, мне повезло работать вместе с доктором Юрием Ивановичем Тимофеевым, который был фанатом директивного гипноза. Еще будучи студентом, он два года работал на психотерапевтическом приеме в диспансере.
Я тогда был второкурсником, а его приглашали на заседание кружка — демонстрировать технику гипноза. Этот сероглазый смугловатый крепыш своей гипнотической техникой производил сильное впечатление. Как ему удавалось отлично учиться, работать психотерапевтом, тренироваться и ездить на соревнования по штанге, а еще состоять в охране 1 секретаря крайкома партии? Когда он учился на 2 курсе, его отчислили за пьяный дебош с человеком, оказавшимся депутатом. Этот опыт многому его научил. Он отслужил в армии, где вступил в партию, а после демобилизации устроился дежурным милиционером и восстановился в институте. После получения диплома врача него был выбор: остаться в милиции и дождаться вскоре квартиру в Хабаровске, или поехать врачем, по распределению.
…Встретились мы на зоне, расположенной в поселке Бира, Еврейской автономной области.
Юра рассказал, что под впечатлением встречи с Дубровским им была набрана группа заикающихся и успешно проведен массовый сеанс. Очень успешно.
Но больше Ю. И. ни разу к этому методу не вернулся. Почему? «Не хватило пороху еще раз пройти через такую экстремальную самоотдачу», — честно признался Юрий.

Байка о Дубровском.
В годы сталинских репрессий молодой доктор оказался на лесоповале в дальневосточной тайге.
Он провел в лагерях 10 лет. Там он и увидел работу нанайских шаманов. Обычное дело: танец, костер, бубен — многочасовое камлание.
Обладая пытливостью, Дубровский стал более пристально изучать их методы и подходы. Он пришел к выводу, что помимо гипноза, который имеет много общего со сном (согласно теории И. П Павлова), существует другой лечебный фактор: эмоциональное напряжение, сверхбодрствование.
Тогда концепция стресса Селье еще не вышла за пределы лабораторий, а Кастанеда — не родился.

Точно так же, как доктор Шульц «открыл» аутогенную тренировку, наблюдая за йогами, так и доктор Дубровский, наблюдая за шаманами Нижнего Амура — открыл метод-эмоционально стрессовой терапии.
Именно отсюда выросли ноги у эмоционально-стрессовой терапии алкогольной зависимости по Довженко. Довженко, безусловный шаман, взял на вооружение шаманскую составляющую техники. «Кодирование» — вот его нововведение. Отсюда и харизматичность и система личных учеников. Действительно — шаманом может быть не каждый.
Вот только почему-то нет ссылок на первооткрывателей метода и его первого проводника — доктора Дубровского, рядового врача одного из Харьковских психо-неврологических диспансеров.
Я предложил бы всем последователям «кодирования по методу Довженко» отчислять процент прибыли авторам патента — жителям села Троицкое, Нанайского района Хабаровского края.
А вместо «кодирование от… «, говорить «камлание против… ну например, — духов переедания.»
Думаю, Юрий Иванович был бы непротив.
«Подумаешь, еврей», как-то сказал он мне и с гордостью открыл свой паспорт. В графе «национальность» было указано — «алеут».


Обсуждение статьи в Живом Журнале:
http://dyment.livejournal.com/60245.html#comments